PETITION.BY - Удобный Город
20 августа 2023

Глас народа. Максимум — 2,6 из 5: так оценивают жители крупных беларусских городов работу общественного транспорта

В середине лета мы начали исследовать размещенные в открытом доступе отзывы о работе общественного транспорта областных центров страны. Сделали это потому, что хотели увидеть реальную картину, а не ту, что пытаются нарисовать местные власти. Как оказалось, достаточно дать людям возможность открыто высказывать свое мнение, и сразу обнажается масса проблем. Уже собрана информация по Бресту, Витебску и Минску. Сегодня мы посмотрим, как оценивают местные жители работу общественного транспорта Гродно, Гомеля и Могилева, и подвести итоги.

В середине лета мы начали исследовать размещенные в открытом доступе отзывы о работе общественного транспорта областных центров страны. Сделали это потому, что хотели увидеть реальную картину, а не ту, что пытаются нарисовать местные власти. Как оказалось, достаточно дать людям возможность открыто высказывать свое мнение, и сразу обнажается масса проблем. Уже собрана информация по Бресту, Витебску и Минску. Сегодня мы посмотрим, как оценивают местные жители работу общественного транспорта Гродно, Гомеля и Могилева, и подведем итоги.

Напомним, что мы все еще не смогли найти даже «удовлетворительную» оценку ни у одного из уже изученных городов. Минские транспортники оказались рекордсменами, набрав целых 2,5 балла из 5, Брест дотянул до 1,5, а Витебск вообще не смог подняться выше минимально возможной оценки — единицы. Настало время изучить состояние дел в других городах.

Гродно

На Яндекс-картах среднее арифметическое оценок автобусного парка Гродно остановилось на 1,9 по пятибальной системе (всего было поставлено 219 оценок). Причем, судя по отзывам, ситуация могла быть значительно хуже — общее негативное отношение к транспортникам города скрашивают отдельные водители, демонстрирующие человеческое отношение к пассажирам.

В итоге мы видим примерно следующее соотношение за последние пару лет: на десять «единиц» и «двоек» есть одна «пятерка», причем выставляют высокую оценку не предприятию, а отдельному водителю, который, допустим, подождал пассажиров, бежавших к автобусной остановке.

Претензии остаются неизменными для всего беларусского общественного транспорта:

«Автобусы часто не приезжают — на замену не высылают ничего, с Домбровского  добирайся вечером на работу, как хочешь. Опаздывают. Даже с конечной остановки отправиться вовремя не могут, а для кого-то эти 3—4 минуты критичны!» — пишет жительница Гродно в одном отзыве. Другая беларуска говорит о происходящем, не сдерживаясь: «Спасибо большим, хорошо кушающим, очень занятым руководителям автопарка. Оставляет отзыв вам гражданин, который платит налоги, пополняя ваши кошельки очень хорошей зарплатой. Человек, который пользуется общественным транспортом и оплачивает проезд своевременно в нем же.Огромная благодарность за то, что мне, да и другим людям, таким же, как и вы, имеющим работу, приходится отстаивать на остановке по 30 минут, ожидая нашего и вашего призрачного автобуса, который, к сожалению, никак не может приехать и довезти нас до работы…».

А вот еще один яркий отзыв, критикующий областных транспортников уже по конкретной проблеме — отсутствию информации об особенных правилах перевозки пассажиров.

«Динозавры вымерли, так как не смогли адаптироваться к новым условиям. Это же ожидает и данное предприятие, работники которого считают, что, если возят людей уже 16 лет, то могут диктовать свои условия. Вы забыли (или вообще не знали) — в сфере оказания услуг клиент всегда прав. Если ваши условия для клиентов хуже принятых Минтрансом, то удосужьтесь предупредить клиентов заранее, до заказа билетов, а не за 2 часа до начала международного рейса! Если детей до 16 лет без сопровождения взрослых не возите, так и сделайте так, чтобы нельзя было купить такой билет или как минимум при оформлении заказа сразу была информация о необходимости сопровождения

В справочнике организаций городов Беларуси мы видим ситуацию, которая подтверждает общую статистику по Яндекс-картам: из 246 отзывов 27 — положительные и 219 — отрицательные. Претензии все те же, вот лишь несколько коротких отзывов за последние месяцы: «Автобусы ходят как хотят! Отвратительно», «…Ждем автобус 20, надо ехать на работу, но увы — его нет», «Водитель курит в автобусе».

Гомель

Исследуя ситуацию с автопарком Гомеля, мы попали в сложную ситуацию. На Яндекс-картах филиал Автобусного парка № 6 Гомельоблавтотранса блистает оценкой в четыре звезды из пяти возможных на основе 351 оценки! Неслыханное для Беларуси достижение, но как такое возможно, чтобы в целом по стране был бардак, а в одном отдельно взятом областном центре — такое процветание? Как известно, дьявол всегда кроется в мелочах. Если отсортировать отзывы по количеству звезд, то мы увидим, что большинство положительных оценок получил не автобусный парк, а его столовая: «Не могу сказать про сам АП-6, но могу сказать, что очень и очень вкусная столовая», «Столовая хорошая, в остальном не знаю», «Столовая великолепная. Цены низкие, еда вкусная, выбор достаточный. Что касается самого автопарка, ничего сказать не могу».

Справедливости ради, стоит отметить, что в ряде отзывов хвалят и некоторых водителей, а также авторы отзывов подчеркивают, что автопарк оказывает, помимо перевозок, и другие услуги, причем на весьма приличном уровне.

При этом основные претензии к парку мало чем отличаются от обычных по стране. Короткий вердикт, написанный совсем недавно: «Автобусы ходят как попало. Для чего сделали расписание?». Еще один типичный отзыв по конкретному маршруту: «Автобус №18, который должен быть по расписанию в 8-21 на остановке «Международная», в сторону центра, еще ни разу не пришел вовремя, всегда опаздывает на 10—15 минут. А может и вовсе не прийти».

Если же убрать отзывы, связанные со столовой, средняя оценка опустится чуть ниже 2,6 баллов по пятибальной шкале. Но даже этого достаточно, чтобы гомельские транспортники стали лидером в нашем народном рейтинге общественного транспорта. 

Если же посмотреть на другие агрегаторы оценок, то мы увидим ситуацию, подтверждающую нашу версию о реальных 2,6 баллах из 5. Например, в справочнике организаций городов Беларуси из 234 отзывов 48 — положительные и 186 — отрицательные. Очень часто отрицательные отзывы связаны с нарушением расписания или хамским поведением водителей, например: «24 мая водитель автобуса №20 остановился по расписанию в 22:26 на остановке Огоренко. По приезду уехал в самое начало остановки. Открыл двери и сразу закрыл и быстро уехал. Люди не успели зайти. Красавчик. Сервис на уровне!».

Могилев

В отличии от Гомеля, автопарк этого города не принес нам никаких сюрпризов, не создал интриги. По отзывам, размещенным в открытых источниках, рейтинг общественного транспорта в этом областном центре ниже плинтуса, как и в большинстве других городов страны. На Яндекс-картах оценка работы могилевских транспортников остановилась на среднем значении 1,1 по пятибальной шкале на основе 346 оценок.

Люди традиционно жалуются на то, что автобусы не приходят вовремя: «Ужасно работает транспорт, 30-й автобус по выходным ужасно ходит, часто нет рейсов и сидишь по полчаса на конечной, уехать из микрорайона практически невозможно…». Помимо этого, есть жалобы на работу диспетчеров: «Когда звонишь диспетчеру узнать, почему автобус не пришел по расписанию, он кладет рядом с собой трубку и занимается дальше своими делами. Много раз звонили и доводили до сведения, что утром автобус на 7:21 не приходит на остановку Фатина, меры вообще не принимаются!». Также много претензий к состоянию автопарка: «Автобусы в плачевном состоянии, приходят раньше или с опозданием. Часто водители просто не включают маячок и на Яндекс-картах его не видно. Грустно осознавать, что в таком большом городе так плачевно относятся к транспорту».

Если мы изучим справочник организаций городов Беларуси, то увидим что Автобусный парк №1 в этом областном центре получил 320 отзывов, из которых лишь 37 — положительные, зато 283 — отрицательные. Процитируем один из свежих отрицательных отзывов: «Автобусы №3 и №15 — это нечто. Как говорится, когда хочу, тогда хожу. Мало того, что никогда не приходят вовремя, так сегодня, 27.07.2023, решили вообще не ходить, на некоторые рейсы. Люди ждут, а их нету. Примите меры, наконец-то!». 

Итоги

Настало время подводить итоги нашего маленького исследования. За три публикации мы изучили народное мнение о работе общественного транспорта во всех областях страны. Стоило ожидать, что оценки будут не слишком высокими, но то, что они оказались настолько низкими, честно говоря, удивило. Напомним, что мы смотрели на сервисы, которые ставят оценки по пятибальной шкале, причем минимальная оценка — единица, ниже она быть не может.

Мы решили взять за основу составления рейтинга сервиса Яндекс-карты, так как на на них самая большая выборка оценок. В итоге лидером антирейтинга стал Витебск, у которого рейтинг по большинству оценок колеблется на уровне как раз единицы. По сути — хуже просто некуда. На втором месте Могилев, который смог вырости до 1,1 балла из 5 — и занял не почетное, но заслуженное место на пьедестале антигероев. Бронза и третье место за Брестом, у которого 1,2 балла, но при этом отметим, что на беларуском агрегаторе отзывов firmi.by автобусный парк Бреста заслужил 1,5 балла — так себе достижение, но все же выше чем на Яндексе.

Идем дальше — четвертое место за Минском, путем нехитрых математических вычислений мы выяснили, что оценка Минсктранса на Яндексе равна 1,6 баллам из 5. Для столичного города такая оценка сродни приговору. Пятое место присуждаем Гродно, общественный транспорт в котором удостоился 1,9 бала. На фоне «лидеров» можно даже сказать, что это не так уже плохо — удалось вырваться в крепкие двоечники. И наконец лидер нашего рейтинга — Гомель, у которого оценки в Яндекс-картах зашкаливают — целых четыре балла. Но так как мы изучаем работу общественного транспорта, а не общепита, пришлось исключить дифирамбы местной столовой, в итоге рейтинг опустился до 2,6 баллов из пяти, что на фоне всех остальных результатов — настоящее достижение.

Конечно, итоги получаются неутешительными. Но мы хотим напомнить, что перемены к лучшему могут возникнуть только благодаря вам. Если бы не было нескольких тысяч активных людей, которые оставили свои отзывы о работе общественного  транспорта, мы бы не смогли аккумулировать реальные оценки работы этих структур. Не забывайте, что каждая ваша петиция, каждое обращение в госструктуры, напоминает чиновникам истинную причину того, почему они сидят в своих кабинетах.

Читать далее: