PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №5721
01 ноября 2023

Физ лицо не участвующее в закупках не может сообщить о нарушениях

В Республике Беларусь физическое лицо не участвующее в закупках не может сообщить о нарушениях в процедурах закупок.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В нашей стране развита государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками. И не просто развита , а находится на более высоком уровне, чем во многих странах постсоветского пространства.

Например в такой небольшой стране как Молдова существует несколько уровней Антикоррупционных органов. При этом государственные закупки практически закрыты, нет аналога нашего портала ГИАС с полной информацией о проводимых закупках.

https://anticor.hse.ru/main/country/Moldova

Однако “Национальный орган по неподкупности” рассматривает все поступившие сообщения о закупках с признаками коррупции поступившие от граждан и общественных объединений. Результаты расследований публикуются.

В Республике Беларусь физическое лицо не участвующее в закупках не может сообщить о нарушениях в процедурах закупок. А в закупках из одного источника жалобу может подать только “Участник”: а таковым является исключительно лицо с которым заключен договор (или документально предложено заключить договор).

Статья 52 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З “Подача жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам. Отзыв жалобы”:

1. Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в порядке, установленном настоящей статьей и статьей 53 настоящего Закона, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки в случае нарушения их прав и законных интересов.

2. Жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам может быть подана:

юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки – до истечения срока для подготовки и подачи предложений;

участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, – со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

Как мы видим в выдержке из ст. 52 После окончания процедуры закупки возможности заявить о возможном нарушении Закона нет.

Граждане Республики Беларусь являются заинтересованной стороной в вопросе предотвращения нарушений в государственных закупках. Также граждане могут значительно помочь проверяющим органам указав на закупки с признаками коррупции. Это облегчит работу проверяющим органам, так как объем ежедневно размещенных на портале закупок превышает 1000.

На основании:

Статья 117 Конституции Республики Беларусь.

“Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах”.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З

Статья 3. Бюджетное законодательство

Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:

Статья 5. Принцип гласности и открытости означает:

5.2. открытость для общества и средств массовой информации:

сведений о ходе исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о государственном долге Республики Беларусь, долге органов местного управления и самоуправления, а также долге, гарантированном Республикой Беларусь и местными исполнительными и

сведений об осуществлении распорядителями бюджетных средств возложенных на них функций, в том числе по выполнению ими государственных программ, подпрограмм и мероприятий за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (кроме сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами).

7. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьи 4. Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З “Основные цели и принципы в сфере государственных закупок”:

Основными целями и принципами в сфере государственных закупок являются:

эффективное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;

гласность и прозрачность при осуществлении государственных закупок;

обеспечение развития конкуренции;

обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

стимулирование инноваций;

экологизация государственных закупок;

профессионализм при осуществлении государственных закупок;

оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;

предотвращение коррупции.

Просим:

Внести поправки в главу 9 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З в части возможности подачи жалобы на всех этапах проведения государственных закупок.

Внести поправки в главу 9 Закона РБ от 13 июля 2012 г. № 419- З в части возможности подачи жалобы как юридическими так и физическими лицами не участвующими в процедуре закупки, но имеющими информацию о возможном нарушении.

Приравнять закупку из одного источника к процедуре государственной закупки в части возможности подавать жалобы на действия/бездействие заказчика.

Читать далее: